Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

базаров владимир александрович

Энциклопедический словарь

База́ров Владимир Александрович (настоящая фамилия Руднев) (1874-1939), философ и экономист. Социал-демократ (с 1896); в 1910-х гг. сторонник эмпириокритицизма. Вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевёл «Капитал» К. Маркса (т. 1-3, 1907-1909). Необоснованно репрессирован.

* * *

БАЗАРОВ Владимир Александрович - БАЗА́РОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович (1874-1939), российский философ и экономист. Социал-демократ (с 1896); в 1910-х годах - сторонник эмпириокритицизма (см. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ) . Вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевел «Капитал» Маркса (т. 1-3, 1907-09). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

* * *

БАЗА́РОВ (псевд.; наст. фам. Руднев) Владимир Александрович [27 июля (8 августа) 1874, Тула - 16 сентября 1939, Москва], российский философ, экономист и публицист.

Из дворян. Отец - земский врач. В 1892 окончил Тульскую гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1892-1897). В 1900-1901 - за границей, в Берлине завершил свое университетское образование. В 1904 под влиянием А. А. Богданова (см. БОГДАНОВ Александр Александрович) примкнул к фракции большевиков (см. БОЛЬШЕВИКИ), однако вскоре отошел от большевизма, оставаясь по своим политическим взглядам убежденным социал-демократом до конца жизни. После революции 1905-1907 сблизился с меньшевиками. Вместе с Богдановым и П. С. Юшкевичем в конце 1915 Базаров возглавил отдел философии в редакции организованного М. Горьким (см. ГОРЬКИЙ Максим) журнала «Летопись». Отрицательно воспринял Октябрьскую революцию 1917. В годы Гражданской войны жил в Харькове (1919-1921), где при его участии издавался журнал «Мысль». C 1921 Базаров работал в государственных плановых органах, разрабатывал методологию анализа денежной эмиссии и хозяйственного баланса страны. В 1930 уволен из Госплана и исключен из Коммунистической академии общественных наук (членом которой был с 1918) как участник организации «экономистов-вредителей». В середине 1930-х годов был арестован и отбывал ссылку в средней полосе России. По возвращении умер от астмы.

Первая важная философская работа Базарова - статья «Авторитарная метафизика и автономная личность» в сб. «Очерки реалистического мировоззрения (1904), который был полемическим ответом на сб. «Проблемы идеализма» (1903) с участием П. Б. Струве (см. СТРУВЕ Петр Бернгардович), Н. А. Бердяева (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович), С. Н. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич) и др. Соединяя теорию познания Э. Маха (см. МАХ Эрнст) и Р. Авенариуса (см. АВЕНАРИУС Рихард) с социальной философией марксизма (см. МАРКСИЗМ), Базаров критиковал «абсолюты», отстаиваемые «идеалистами» в области гносеологии и морали. Базаров был активным участником философских споров, которые вели в начале 20 в. «ортодоксы» русской социал-демократии. В статье «Мистицизм и реализм нашего времени» (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908) выявил различия между материализмом Маркса и материализмом школы Г. В. Плеханова (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович). В дальнейшем он критикует «догматический материализм»: полемизирует с «иероглифической» концепцией Плеханова, с теорией отражения В. И. Ленина (см. ЛЕНИН Владимир Ильич). Философские статьи, направленные против метафизики как «идеализма», так и «материализма», собраны в сборнике Базарова с характерным названием «На два фронта» (1910). В качестве убежденного («духовного») марксиста Базаров полемизировал с Д. С. Мережковским (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич), А. А. Блоком (см. БЛОК Александр Александрович), Вяч. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович) и др. русскими «религиозными интеллигентами». В 1900-х годах Базаров переводил философскую и экономическую литературу (вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевел на русский язык «Капитал» К. Маркса, 1907-1909); вновь занялся переводческой деятельностью в 1930-х годах (переводил художественную литературу вместе с женой, репрессированной вскоре после его смерти).

Большой энциклопедический словарь

БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович (1874-1939) - российский философ и экономист. Социал-демократ (с 1896); в 1910-х гг. сторонник эмпириокритицизма. Вместе с И. И. Скворцовым-Степановым перевел "Капитал" Маркса (т. 1-3, 1907-09). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Энциклопедия Кольера

БАЗАРОВ Владимир Александрович (1874-1939), также Руднев, русский философ, экономист. Родился в Туле 27 июля 1874. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1892-1897). Уже в студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении. В 1900-1901 слушал лекции в Берлинском университете. В 1904 примкнул к большевикам. После революции 1905-1907 сближается с меньшевиками. Отрицательно воспринял Октябрьскую революцию 1917. С 1921 работал в Госплане, занимался экономической теорией, переводами научной и художественной литературы. В 1930 был обвинен в причастности к организации "специалистов-вредителей" и арестован. Умер Базаров 16 сентября 1939. Первым самостоятельным философским опытом Базарова стала статья Авторитарная метафизика и авторитарная личность (сб. Очерки реалистического мировоззрения, 1904), в которой он подверг критике идеи авторов сборника Проблемы идеализма. В дальнейшем Базаров обращается к философии эмпириокритицизма Маха и Авенариуса и, пытаясь соединить ее гносеологические принципы с теорией марксизма, критикует "догматический материализм": полемизирует с "иероглифической" концепцией Г.В.Плеханова, с теорией отражения В.И.Ленина, развитой последним в книге Материализм и эмпириокритицизм. В статье Мистицизм и реализм нашего времени (сб. Очерки по философии марксизма, 1908) Базаров упрекал Плеханова в искажении фундаментальных принципов марксизма и, одновременно, в догматизме. Определенное влияние на понимание Базаровым задач философии как инструмента преобразования мира оказал прагматизм. Базаров обнаруживал "мистицизм" не только в учении А.Бергсона о творческой эволюции (которое в целом оценивал высоко, усматривая в нем высшее интеллектуальное достижение "буржуазной культуры"), но и в диалектическом материализме того же Плеханова. С точки зрения Базарова, вне отношения к практической деятельности человека любые рассуждения о материи самой по себе, существующей независимо от человеческого сознания, неизбежно приобретают метафизический и мистический характер. В своих социологических воззрениях Базаров отстаивал примат "производственных отношений" в историческом процессе и вторичность всевозможных "надстроечных" образований.

ЛИТЕРАТУРА

Базаров В.А. Труд производительный и труд, образующий ценность. СПб, 1899 Базаров В.А. Анархический комммунизм и марксизм. СПб, 1906 Базаров В.А. На пути к социализму. Харьков, 1919 Базаров В.А. К методологии перспективного планирования. М., 1924

Полезные сервисы